Компания Roland Corporation была основана в японии в апреле 1972 года Икутаро Какехаши. Название это было выбрано исключительно из соображений фонетики. Какехаши искал слово с двумя слогами и мягкими согласными, которые одинаково читались бы на разных языках, и название Roland как раз подходило под эти требования. Вернее оно было идеально для всех языков, кроме... японского, в котором нет звука "Л".
Самым первым произведенным продуктом фирмы Roland стал ритм-бокс TR 77. Он был в красивом деревянном корпусе и устанавливался непосредственно под клавиатуру пианино или электрооргана. TR 77 обладал довольно широкими возможностями: он позволял смешивать разные ритмы, предлагал двух- и четырех - тактные ритмы, у него была удобная кнопка автоматического затухания звука, а также индивидуальные слайдеры громкости для разных барабанов. Разработка была с удовольствием приобретена фирмой Хаммонд, которая стала выпускать этот ритм-бокс под названием Hammond Rhythm Unit.
Через год Roland выпустил свой первый фузз с забавным названием AF100 Bee Baa
А далее разрабатывал и выпускал разнообразные эффект-педали и активно работал над разработкой электронных эффектов. Дальше — больше. В 1973 году Roland выпускает первый синтезатор, SH 1000. В 1974 году в свет выходят классические эффект-педали Roland, такие как фейзер Phase 5 и эхо RE101 Space Echo. Но действительной победой был прибор, остающийся эталонным по сей день. Это - ленточный дилэй Roland RE201 Space Echo. В этом приборе использовалась петля (из магнитной ленты) гораздо большей длины, чем у аналогичных аппаратов других производителей. Это не только продлевало срок эксплуатации ленты, но и самым благоприятным образом сказалось на качестве звучания.
В 1975 году продукция фирмы Roland впервые появилась на Международной музыкальной ярмарке во Франкфурте на Майне, в Германии. Roland представил свой гитарный усилитель, JC120 Jazz Chorus, - первый в мире усилитель со встроенным эффектом хорус, который и стал одним из самых популярных усилителей всех времен.
Также на этой выставке были представлены два замечательных фэйзера - AP2 Phase II и усовершенствованый AP7 Jet Phaser. И, наконец, Roland представил целое семейство сценических акустических систем, под общим названием Revo. Все они были снабжены хорусом, а также были призваны имитировать знаменитый эффект Leslie (вращение звука в пространстве), который особенно часто использовался с органами Hammond.
Далее в 1976 году в свет был выпущен стрингс-синтезатор RS 202 String Ensemble.
С 1975 по 79-й годы Roland выпускал еще один эпохальный инструмент, который в наши дни является вожделенным и очень недешевым объектом всех коллекционеров и музыкантов - электронщиков - модульный синтезатор System-100.
Этот инструмент состоит из пяти частей (модулей) - собственно, сам синтезатор - Synthesizer 101, экспандер (устройство расширяющие динамический диапазон сигнала) Expander 102, микшер Mixer 103, секвенсор Sequencer 104, и колонки Monitor Speakers 109. Из этих модулей можно составлять различные конфигурации, превращая исследование звуковых возможностей инструмента в процесс поистине бесконечный. Само собой разумеется, синтезатор Synthesizer 101 - душу и сердце этой системы, можно использовать и отдельно.
Однако Roland никогда не останавливающийся на достигнутом, поэтому уже в том же 1976 году был выпущен еще более впечатляющий - System-700.
Но самым главным роландовским продуктом 1976 года стал маленький прибор, который даже не носил название Roland, эта была гитарная педаль Boss CE1 Chorus Ensemble, которая стала родоначальницей целой линии педалей, непревзойденных по популярности у музыкантов. Это, собственно говоря, был первый в мире хорус, реализованный в виде педали.
К концу 1978 года компания Roland выпускала уже около 120 моделей электромузыкальных инструментов и эффектов. А в 1979 году Roland разработал и запустил в производство столько всего замечательного, что рассказать подробно обо всем просто невозможно. Это и двух-осцилляторный одноголосный ультра-компактный синтезатор SH2 , и разнообразные гитарные педали Boss, и программируемая драм-машина Boss Dr Rhythm DR55. Из значительных достижений можно выделить модульный синтезатор System 100M и вокодер VP330 Vocoder Plus. А еще можно отметить синтезатор System 100M.
Главным же среди этого великолепного разнообразия был синтезаторный одноосцилляторный модуль M-110. Именно вокруг него и составлялась система, состоящая из различных эффектов, дополнительных осцилляторов, ринг-модуляторов, фильтров, микшеров, секвенсоров и трех клавиатур.
К концу 70-х годов Roland окончательно становиться одним из самых крупных и авторитетных производителей музыкального оборудования. Ее модули эффектов Space Echoes, педали Boss, усилители Jazz Chorus, ритм-боксы и вокодер VP330 несомненно были в числе лучших на мировом рынке.
Следующий, 1980-й, году были созданы инструменты ставшие безусловной классикой, речь идет о ритм-машине TR808 Rhythm Composer и серии гитарных синтезаторов GR300.
До 1981 года Roland предпринял робкие попытки проложить себе путь на рынок полифонических синтезаторов, в свет вышел Jupiter 8 , который не произвел тогда должного впечатления. Ну а теперь, в наши дни этот синтезатор является одним из самой культовой моделью фирмы Roland.
К 1982 году Roland, благодаря неуемной энергии Икутаро Какехаши, повысила свои позиции на музыкальном рынке. Однако, представила не так много новых продуктов, как раньше, несколько новых педалей Boss, новый усилитель, новая версия синтезатора Jupiter 8. А так же ставшие классическими SH101, Juno 6 (синтезатор Juno 6 все-таки был аналоговым. Единственным цифровым элеметом в нем был контроль над осцилляторами). К слову сказать, Juno 6 стал первым в мире полифоническим аналоговым синтезатором, который можно было спокойно и уверенно вынести на сцену, включить и играть, не опасаясь никаких неприятностей в виде внезапного нарушения музыкального строя. Еще одним преимуществом было то, что синтезатор обладал очень качественной клавиатурой, удобными кнопками и слайдерами, арпеджиатором и фирменным роландовским эффектом хорус. Но у Juno 6 не было функций запоминания пресетов. Поэтому менее чем через год, появился новый синтезатор - Juno 60.
В том же году появился синтезатор SH101. По свои возможностям он был как-бы одноголосной версией Juno, без хоруса, но со 100-шаговым цифровым секвенсором. От других синтезаторов фирмы SH101 отличался своим легким весом, ибо его корпус изготавливался из высокоплотного пластика. Мог питаться от батареек. Эффектно смотрелся на сцене. Он выпускался в трех цветовых варантах - красный, серый и синий. Звучит он очень здорово, и является практически обязательным инструментом для любого, кто работает в стиле электро-поп.
В 1982 году Какехаши принял участие в большом проекте вместе с такими фирмами как equential Circuits, Yamaha, Korg и Kawai. Они создали совместный комитет по разработке единого коммуникационного стандарта, который должен был стать универсальным для всех типов музыкальных приборов - синтезаторов, ритм-машин, секвенсоров и т.д. И осенью 1982 года было официально объявлено о создании новой системы электронной коммуникации, поддержанной большинством компаний. Система получила название Musical Instrument Digital Interface, или, сокращенно - MIDI. Очень скоро этот интерфейс стал стандартом всей мировой музыкальной индустрии.
Спустя несколько месяцев вышели первые в мире синтезаторы с поддержкой MIDI. Это были синтезаторы - JX3P или Jupiter 6.
Jupiter 6 - не является улучшенной версией предыдущего аппарата. Наоборот, у него была меньшая полифония, только один выходной разъем, кроме того, собственные звуковые осцилляторы Roland (которые применялись в Jupiter 8) были заменены на чипы американской фирмы Curtis, которые также использовались в синтезаторах Moog, Sequential и Oberheim. Jupiter 6 использовали такие знаменитости, как Vangelis, ZZ Top, Duran Duran, однако он так и не стал популярным среди более широкого круга музыкантов. При этом он стоил он достаточно дорого.
Зато к Roland JX3P ожидал успех. В самом его названии зашифрованы его основные возможности - программируемость, полифония, пресеты. Он имел привлекательную цену, его можно было подключать к внешним секвенсовам и драм-машинам (используя как раз-таки тот самый MIDI). И это еще не все. Синтезатор имеет свой, встроенный секвенсор, способный запомнить до 128 шагов, каждый из которых в свою очередь может вмещать до шести нот полифонии. Минус его был в довольно сложном программировании, поэтому к нему дополнительно предлагалось приобретать программатор PG200 (который крепился свеху, к правой части корпуса синтезатора с помощью магнитов). Программатор предлагал свою кнопку или слайдер для каждого из 32-х звуковых параметров. При такой технической продвинутости этот синтезатор вообще мог бы стать настоящей сенсацией, если бы в 1983 году компания Yamaha не выпустила свой DX7. Это мгновенно превратило все уже существующие синтезаторы в старье. К счастью для Roland, Икутаро Какехаши предвидел развитие событий заранее. Он уже значительно сократил производство аналоговых монстров System 100M и System 700, чтобы сконцентрироваться на производстве более доступных и компактных инструментов. Благодаря ревербератору RE201 и другим приборам, Roland занимал ведущее положение в качестве производителя аппаратных эффектов. Он также пользовался безусловным уважением у гитаристов, благодаря гитарным усилителям и педалям Boss.
Одним из первых приборов Roland, оборудованных интерфейсом MIDI, стала ритм-машина TR-909 Rythm Composer, выпущенная в 1984 году. В звуковом плане TR-909 является гибридом: звуки барабанов - аналоговые, звуки тарелок - цифровые сэмплы. Аппарат снабжен мощным секвенсором, способным объединить в одном треке до 96-ти паттернов.
И вообще, в 1984 году дела у Roland шли очень неплохо. Появились и две новые модели - Juno 106 и JX8P. Juno 106 был снабжен MIDI, количество патчей, сохраняемых в памяти, возросло сразу с 56-ти (у Juno 60) до 128-ми. Juno 106 вообще является одним из самых популярных синтезаторов всех времен. На нем играли почти все известные музыканты. Среди них Depeche Mode, Pet Shop Boys, Vangelis, The Prodigy, The Shamen, Jean Michel Jarre.
X8P не пользовался таким же успехом. Какехаши попытался сделать прямую альтернативу ямахинскому DX7. Однако роландовский синтезатор во многом уступал DX7. Скромная 6-ти голосная полифония (в сравнении с 16 голосной DX7). С другой стороны, этот синтезатор уже не мог похвастаться столь же роскошным, жирным аналоговым звуком, как у представителей серии Jupiter. Современные музыканты смотрят по-новому на JX8P. Если к нему подключить программатор PG800, получится весьма достойный и гибкий аналоговый инструмент, на котором можно создать богатую палитру звуков. Даже его заводские пресеты стали просто классическими (например, на нем можно один-в-один исполнить знаменитую тему из песни Final Countdown группы Europa) .
В 1986 году в музыкальном мире в моду вошли частотно-модуляционные синтезаторы. У Роланда еще ничего подобного не было и Какехаши решил выпустить инструмент, который фактически вмещал бы в себя два синтезатора. В результате был выпущен Super JX10 (в названии которого трудно объяснить значение цифры 10), которому вполне обоснованно можно дать звание Последний великий аналоговый полифонический синтезатор. Вот он как раз и совмещает возможности сразу двух JX8P в одном корпусе. Звучит он потрясающе, богато, тепло, аналогово, и поэтому и по сей день используется на многих крупных студиях звукозаписи. Он обладает 12-ти голосной полифонией (24 осциллятора), играть на нем можно в трех режимах: Whole mode - полная полифония (12 голосов одновременно), Split mode - разделение клавиатуры, фактически - два шестиголосных синтезатора, layer mode - наложение двух звуков друг на друга. Так же, как и на JX8P, у нового синтезатора место регуляторов и слайдеров заняли кнопки и жидкокристаллический дисплей. Все это, несомненно придает инструменту внешнюю элегантость и гладкость, однако весьма затрудняет процесс редактирование звука. Поэтому для облегчения жизни музыкантам предлагалось дополнительно приобрести программатор PG-800. Этот синтезатор использовали группы Pink Floyd, The Cure и Duran Duran, а также известный создатель саундтреков Angelo Badalamenti. JX10 выпускался и в виде звукового модуля. Модуль этот называется MKS-70. Конечно, он обладает всеми возможностями JX10, однако у него есть и одно существенное преимущество - модуль способен загружать пресеты посредством MIDI-интерфейса.
К концу 1985 года были уже достаточно распространены технологии сэмплирования. Выпускались как доступные по цене так и дорогие сэмплеры, а вот сэмплеров средней ценовой категории просто не существовало, и этой нишей как раз и воспользовался Roland. В 1986 году фирма выпустила сразу три 12-битных сэмплера: S50, S10, а также MKS100 - рэковая версия S10. Сэмплер S50 обладает 16-голосной полифонией, его клавиатура (61 клавиша) чувствительна к силе нажатия. К сэмплеру можно было подключить внешний монитор. А также это был один из первых в мире доступных по цене инструментов, в который можно было загружать новую операционную систему и который обладал собственным софтовым секвенсором. S50 также снабжен функцией ре-синтеза, позволяющей не просто редактировать тот или иной сэмпл, но и изменять саму его сущность. Библиотеки сэмплов поставлялись на 3.5-джюймовых дискетах, причем многие сэмплы не потеряли своей актуальности сегодня. По всем своим параметрам, сэмплер S50 должен был покорить музыкальный рынок и стать эталоном. Однако, увы, Roland вновь чуть-чуть запоздал - фирма Akai уже успела представить миру свой модульный сэмплер S900, который сразу же де-факто стал стандартом. Поэтому потенциальные покупатели S50 спрашивали, совместим ли он с сэмплером Akai. К сожалению, ответ был отрицательный.
Развивая технологии сэмплирования и цифрового синтеза, фирма Roland разработала свой фирменный метод ре-синтеза, получивший название SAS (Structured/Adaptive Synthesis). Где по специальному алгоритму были подвергнуты семплированию и анализу звуки различной высоты и разной громкости со множеством гармоник и сопутствующих шумовых составляющих. В результате данный метод позволил синтезировать звучание пианино и рояля с такой точностью, что некоторые производители акустических роялей, резонно опасаясь за свое будущее, пытались запретить Roland использовать в названиях своих инструментов само слово пиано, объясняя это тем, что фирма вводит покупателей в заблуждение. Это были цифровые пиано HP5500 и HP5600. Какехаши решил этот вопрос очень просто - инструменты Roland стали называться цировыми пиано (digital piano). Продажи были успешными. В 1986 году фирма выпустила еще одно digital piano - RD1000, ставшее знаменитым еще и благодаря тому, что на нем играл Элтон Джон. Этот инструмент обладает великолепной взвешенной рояльной клавиатурой (клавиши изготовлены из дерева), стильной двойной педалью, красивой хромированной стойкой.
Еще одним прорывом фирмы стал выпуск секвенсора и MIDI-рекордера MC-500 Micro Composer, позволяющего записывать музыку (в виде MIDI) на 4-х дорожках, с последующим сохранением цифровых данных на дискетах. Естественно, его можно было использовать и с цифровыми пиано, что явилось праобразом будущих рабочих станций - цифровых синтезаторов, реализованных по принципу все-в-одном.
Но все же самым успешным годом — годом Roland стал 87-ой. Пересмотрев коренным образом свой подход к понятию синтезатор, фирма выпустила инструмент D-50. Он обладал всеми возможностями, которые станут эталоном для синтезаторов Roland на многие годы: клавиатурой, чувствительной к силе и скорости нажатия, возможностью разделения клавиатуры на два звука и наложения звуков один на другой, возможностью расширения звуковых библиотек с помощью ROM и RAM карт (в том числе и от других производителей), надежным MIDI интерфейсом, программером. Но главная причина успеха заключалась в его великолепном звучании. Именно это позволило ему наконец-то сместить Yamaha DX-7 с пъедистала . Среди только самых известных музыкантов, использовавших D-50, значатся Eric Clapton, Enya, Jean Michel Jarre, Rush, Vangelis.
Запредельная популярность синтезатора позволила появиться на свет целой новой индустрии: многие фирмы выпускали карты с новыми тембрами, библиотеки звуков, удобные и мощные программы для редактирования звуков. Музыканту достаточно было просто найти желаемый звук среди этого огромного разнообразия. Для тех же, кто все-таки хотел создавать нечто неповторимое, Roland предлагает подключаемый к синтезатору программер PG1000, на котором можно былонакрутить все что угодно, используя удобные слайдеры и ручки. Roland не повторил главной ошибки компании Yamaha, чей синтезатор весьма сложно программировался. D-50, особенно в паре с PG1000 вернул музыкантам свободу над контролем звука. Причем уже над звуком цифровым, создаваемым при помощи фирменной технологии Roland, названной LA (Linear Arithmatic) Synthesis.
Плодотворный 1987-й год принес с собой еще и первую электронную ударную установку с MIDI-интерфейсом. Другим немаловажным достижением было создание Roland ISM - Roland's Intelligent System of Music. Были разработаны специальные программы, включающие в себя и изучение музыки Бетховена, и обучение джазовым и рок-н-рольным импровизациям. Эта система и сегодня широко используется в Японии.
Но Roland и не помышлял почивать на лаврах. В 1988 году европейское подразделение фирмы представило на Британской Музыкальной Ярмарке умные синтезаторы E10 и E20, которые были прототипами современных самоиграек с автоаккомпаниментом. Эти синтезаторы основывались на уже знакомом нам бюджетном модуле MT32, они предлагали огромное число готовых ритмов, аранжировок, вариаций, а также могли автоматически распознавать аккорды. Конечно, такие инструменты были предназначены скорее для домашнего использования и обучения, однако музыкальные журналисты просто захлебывались от восторга в своих статьях. Так Roland прочно закрепился на еще одном сегменте музыкального рынка, наглядно продемонстрировав, что новейшие технологии адресованы далеко не только узкому кругу профессионалов.
Впрочем, в этом же году Roland препринял попытку выпустить в свет и недорогой профессиональный инструмент. Речь идет о синтезаторах D-10 и D-20. В них используется та же технология LA-синтеза, однако звучат они слабее, чем D-50. Однако, при грамотном подходе, а еще лучше - при использовании подключаемого программера PG10 , из этих синтезаторов можно получить очень интересные и неординарные звуки. Синтезаторы снабжены слотами для карт памяти и дисководом для дискет, и это уже в 88 году.
В 1991 г. отметился рекордным количеством продаж самых популярных синтезаторов серии D: Roland D-50, Roland D-20, Roland D-70, Roland D-5.
В наши дни используя и разрабатывая передовые технологий завтрашнего дня, фирма Roland начинает выпуск инструментов и оборудования новой V Серии. Это цифровые хард-диск рекордеры серии VS, гитарный процессор VG-8 (88) и завоевавшие популярность электронные виртуальные барабаны TD-серии. Каждый год Roland радует музыкантов какой-нибудь потрясающей новинкой. В 2000 г. был отмечен созданием революционного процессора VariPhrase 9000, а в 2001- вышла в свет виртуальная аранжировочная станция VA-76 обладающая невероятными возможностями.
Однако, Какехаши не изменяет своей любви к органам. Фирма Roland является владельцем самого большого в мире завода органов Rogers (США). По словам самых авторитетных органистов и преподавателей музыки, эти инструменты являются самыми лучшими в мире. Еще одна область разработок — создание универсальных инструментов и других продуктов (в том числе компьютерных программ, аксессуаров, программ для iPad и iPhone).
За время своего существования фирма Roland стала одним из мировых лидеров в области производства музыкального оборудования. Фирма владеет шестью заводами в Японии, США и Италии, 19 совместными предприятиями и 40 официальными дистрибьюторами. Roland ведет активную научно-исследовательскую работу в пяти научно-исследовательских центрах (2 в США, 1 в Великобритании, 1 в Италии и 1 в Австралии).
Сейчас компании Roland принадлежат торговые марки: Boss (гитарное оборудование, эффект-процессоровы, ритм-машины). Edirol (оборудование для нелинейного видео и аудио монтажа на компьютерах.) RSS (оборудование для сцены: цифровые микшеры и патчбеи) Rodgers (цифровые органы)